Многим читателям известно о вспышке т.н. острого респираторного синдрома лошадей в Австралии ("Ветеринарная газета" 1996, номер 14). Вспышка тяжелой респираторной болезни возникла в сентябре 1994 г на конеферме в окрестностях Брисбена-Хендре (провинция Квинеленд). От болезни погибли 49-летний тренер Вик Рейл и 14 лошадей, 11 из них - в течение 3 дней. У лошадей был выделен новый вирус, сходный по свойствам с морбилливирусами, к которым относятся вирусы чумы КРС, чумы собачьих и кори.

Возбудитель болезни. Вирус новой болезни при ультраструктурном излучении оказался плеоморфным, имел оболочку и размеры от 38 до 600 и более нанометр (нм). Оболочка покрыта 10- и 18- нанометровыми выступами, придающими поверхности вируса вид двойной бахромы. Надосадок клеточных культур содержал свободнолежащие нуклеокапсиды, переплетенные в "елочку", шириной 18 нм и с периодичностью 5 нм. Эти характеристики присущи вирусам семейства Paramyxoviridae, родов парамиксовирусов и морбилливирусов. Стратегия кодирования матричных белков геном P/V/C у морбилливируса лошадей сходна с таковой у вируса Sendai и вируса кори соответственно рода парамиксовирусов и рода морбилливирусов в подсемействе Paramyxovirinae.

Являясь членом подсемейства Paramyxovirinae, он имеет лишь слабую гомологию с парамиксовирусами и морбилливирусами, а также незначительную гомологию с рубиловирусами. Это отдаленное родство подтверждается наблюдениями авторов того факта, что нейтрализующие антисыворотки к вирусам кори, чумы собачьих и чумы КРС не нейтрализовали этот вирус.

Морбилливирус лошадей - первый зооантропонозный морбилливирус, инфицирующий лошадей, и лишь второй морбилливирус, который поражает человека, другой - это вирус кори, и, таким образом, в настоящее время представляет большое значение для ветеринарии и медицины.

Очень важно, что при исследовании путей передачи возбудителя удалось получить доказательство того, что морбилливирус лошадей может передаваться естественным путем от животного к животному. Это подтверждает другие данные о сходстве болезни у лошадей и кошек.

У морских свинок болезнь качественно отличалась от болезни кошек более длительным инкубационным периодом и менее тяжелыми и обширными поражениями.

Нечувствительными к вирусу оказались другие виды животных. У мышей, крыс, кроликов, цыплят и собак через 21 день после инокуляции клинических признаков заболевания не наблюдали, вирус у них не выделялся, значительных макроскопических или гистологических поражений также не обнаруживали.

Полученные результаты не означают, что кошки и морские свинки могли быть потенциальными источниками вируса при вспышке морбилливироза в Квинеленде. В ходе широкого серологического исследования 500 проб сыворотки кошек, взятых в муниципальном Брисбене, ни в одной пробе не были обнаружены антитела к этому вирусу.

Эпизоотологические данные. Зарегистрированная в 1994 году морбилливирусная пневмония лошадей обладает явно зоонозным потенциалом, возбудитель ранее не был описан и имеет значительные отличия от других членов рода морбилливирусов. По всей вероятности, инфекция распространялась от жеребой кобылы (у которой впервые проявились характерные признаки) к другим лошадям в тех же конюшнях, и еще одной лошади, находившейся в тесном контакте, а также к двум лицам из обслуживающего персонала. Определенно эта болезнь не является высококонтагиозной. Ее вспышка быстро прекратилась. Однако вирус высоко патогенен, так как вызывает гибель 65 % лошадей, зараженных естественным путем, и, вероятно, 100 % экспериментально зараженных лошадей.

Официально были санкционированы дальнейшие исследования вируса и болезни, поскольку она может вновь иметь место в Австралии или еще где-либо. Заслуживают внимания изучение происхождения вируса, его репликации, патогенеза и возможного появления МВПЛ в других странах.

После ретроспективного (спустя более одного года) обнаружения второго очага МВПЛ в Макее (Квинеленд, Австралия, тогда в августе 1994 года погибли две лошади) в период с 24 октября по 5 декабря 1995 года на наличие морбилливируса лошадей было обследовано 2024 лошади из 166 хозяйств. Источник вируса выделить не удалось. Полученные результаты свидетельствовали о том, что инфекция не распространялась из данного хозяйства и болезнь не получила широкого распространения среди непородистых лошадей. Обоснован вывод о том, что лошади не являются обычными хозяевами морбилливируса лошадей и естественная история этой инфекции не ясна.

С целью продолжения изучения второго очага инфекции, вызванной морбилливирусом лошадей в Макее, было исследовано 3195 сывороток, взятых у 15 видов животных, включая диких животных, на присутствие антител к морбилливирусу лошадей.Все пробы сывороток дали негативные результаты. Отсюда следует, что данная болезнь не является эндемичной в популяции лошадей в Квинеленде, трансмиссия болезни от возможного источника - хозяина восприимчивым видам является редкой, а распространение болезни ограничено.